В бронзе и на экране

Суровцев Владимир Александрович. Скульптор, народный художник Российской федерации, действительный член Российской академии художеств. Имеет в своем творческом багаже больше 170 реализованных проектов, из них 45 – большие мемориалы.

Его работы находятся в 22 странах, 26 объектов расположены в Москве. Для музея Суворова в Кистыше Суровцевым выполнен бюст великого полководца. Он является одним из экспонатов музея.

Символически я связан с Суворовым с самого рождения. Моя фамилия Суровцев и фамилия великого полководца происходят от одного славянского корня «суровый». Когда я был ребенком, да и позже вместо Суровцева меня часто записывали и звали Суворовцевым. Я не обижался. Наоборот, я чувствовал гордость, что меня так называют.

Бюст Суворова в Кистыше

Полководец Суворов — это часть военной темы, а военная тема проходит сквозь все мое творчество, она для меня крайне значительна. Во-первых, потому, что я родился в 1951 году, то есть принадлежу к первому послевоенному поколению. Во-вторых, воевал с фашистами мой отец. На фронтах Гражданской и Великой Отечественной воевал мой дед. Война всегда была для меня чем-то близким, а не далекой историей. В-третьих, у меня было советское воспитание. И фильмы были про войну и про Суворо­ва, и книги, и классные часы. Неудивительно, что, когда я вырос, именно военно-историческая тема стала для меня такой важной.

Работа над бюстом Суворова для музея в Кистыше особенна тем, что ей предшествовала длительная подготовка, включавшая не только художественный, но и научный элемент. Передо мной стояла задача создать не просто образ великого полководца. Нужно было решить сразу две сложные проблемы: во-первых, соблюсти в изображении облика Суворова максимальное сходство с прототипом, то есть с живым Суворовым. Во-вторых, вдохнуть в это изображение духовный огонь, то есть вложить в скульптурный портрет идею, которая соответствовала бы сущности генералиссимуса, его внутреннему стержню.

Сложность первой проблемы состояла в том, что, хотя суще­ствует огромное количество портретов полководца, в том числе и прижизненных, на всех портретах он очень разный. Рознятся не только черты его лица, но даже полнота фигуры, не говоря о волосах и прочих деталях.

Есть гипсовая посмертная маска Суворова. Но, как известно, такая маска сохраняет костные формы лица, но не его мышечные особенности. То есть маска могла быть подспорьем в рабо­те, но не решала всей проблемы. Художники всегда работают с посмертными масками. Вера в посмертные маски объективна. Но когда мы общаемся с живым человеком, в его восприятии

Суворов был гений, а гении – сверхсложная субстанция. Я должен был понять и почув­ствовать, что главное я хочу выразить своим суворовским образом.

Первую задачу мы решили в два приема. Ольга Калашникова – превосходный художник, умнейший, широчайше образованный специалист – нашла и проанализировала все существующие изображения полководца. Параллельно в институте эт­нологии и антропологии Российской академии наук на основе методики, пред­ложенной академиком Герасимовым, по посмертной маске восстановили науч­но обоснованный облик генералиссимуса. Синтезировав результат анализа О. Калашниковой и результат работы ученых-антропологов, мы получили изображение Суворова, каким он, скорее всего, реально был в жизни.

Размышляя над идеей памятника, изучая литературу о великом соотечественнике, я понял и почувствовал: главное в Суворове то, что он всегда победитель. Всегда! Под его командованием нас нельзя было победить. Когда Суворов был впереди, стыдно было не быть победителем.

Работая над скульптурой, я всегда ста­раюсь создать внутренне правдивое и духовное произведение. На этот раз я ста­рался передать высокий дух Суворова при его абсолютной простоте, добиваясь при этом максимального портретного сходства с тем живым человеком, который жил в Кистыше в конце XVIII века.

В роли Суворова

В 2023 году вышел фильм Светланы Сергеевны Дружининой «Гардемарины-1787. Война». Светлана Сергеевна предложила мне сыграть в этом фильме роль Александра Васильевича Суворова, и я согласился. Как и Дружинина, я по­нимал, что у нас с великим полководцем общий типаж: мы невысокие, сухощавые, порывистые. Когда я заплетаю косичку, из­далека действительно может показаться, что между нами есть сходство.

Тема Суворова незадолго до предложения Дружининой уже возникала в моей жизни. Я напрямую соприкасался с великим полководцем, когда ездил в Швейцарию. Мне случилось быть там по своим творческим делам, и волею случая я познакомился с замечательным человеком – Александром Александровичем Трубецким. Трубецкой и его друзья подсказали мне идею воспользоваться возможностью и пройти по маршруту Швейцарского похода Суворова, что я и сделал. Мне не уда­лось побывать на всем маршруте, но даже и та часть, которую я прошел, произвела на меня огромное впечатление.

А потом Светлана Сергеевна пригласила меня на съемки. Они проходили в Крыму, в Казантипе. Конечно, я ее спрашивал, как должен играть. Она всегда от­вечала одно и то же: «Никакой игры! Нужно не играть, а действовать, как сам чувству­ешь. Все, что ты будешь делать, должно идти только изнутри!»

Она потребовала от меня ничего не читать о Суворове и не смотреть. Но я так не могу. Разумеется, я стал влезать вглубь темы.

Однажды у одного из авторов мне попалась фраза Суворова, определившая для меня ключ к этому человеку. Фраза была примерно такая: «Да, во дворцах я шут. Но когда речь идет о службе, об армии, – я русский генерал, я дипломат». Именно такого полководца я и старался передать.

Конечно, я много раз думал, почему он не проиграл ни одного сражения. Сей­час я отвечаю на этот вопрос так. В любой области жизни всегда есть гений. Суворов от природы был наделен гением военачальника. Он обладал колоссальным интеллектом и потрясающей эрудицией, знал семь языков, был феноменально начитанным. С другой стороны, он до малейших тонкостей знал армейскую жизнь. Соединение этих обстоятельств – гениальности, обширнейших знаний военной теории и практики, высокоразвитого интеллекта – и сделало Суворова тем, кем он стал.

Такие люди штучны. Он был гений военного искусства и при рождении пред­назначен для роли полководца. Да, у него имелись элементы тщеславия. Но это нормально для гения.

Он знал себе цену, хотя судьба ча­сто уводила его на вторую и третью роли, и всегда стремился на то место, какое сам для себя определял: место командующего, место победителя.

Историческая память

Моя работа – создавать памятники, чтобы они сохраняли историческую память, память о великой истории России. Памятники имеют значение. Вот сейчас, например, поляки уничтожили около 600 памятников нашим солдатам, освобождавшим Польшу. Зачем они это сделали? Чтобы стереть память. Они хотят забыть о нашей роли в спасении своей страны и своих сооте­чественников

Россия – особая страна. Офицерство у нас всегда – самый благородный, с точки зрения национального самосознания, вид деятельности. Быть офицером – значит, может быть, сложить голову за Отечество. Суворов был рожден для этого.

Суворов – удивительного соединение народного начала с гениальностью. Он не под кого не подстраивался, всегда знал, что главное для него – Россия, она для него дороже жизни.

В чем сила русского человека? Все российские победы – результат нашего духовного единства. Запад – страны закона, Восток – страны традиций. Мы народ либо веры, либо идеи. Когда мы состоялись в духе, нас победить вообще невозможно. Суворов это знал замечательно.

Я помню слова маршала Жукова: главным условием нашей победы был патриотизм русского народа и его духовное превосходство. Сумрачный германский гений всегда проигрывал православному русскому духу.

Толстой говорил, что искусство есть способ заражения людей своими чувствами. Искусство – воспитатель чувств. Человек есть только там, где душа выше тела. Ху­дожник должен творить для души, для духа.

Сейчас я мечтаю сделать конную статую Суворова, чтобы она стояла в Крыму. В биографии полководца есть много мест, которые с ним прямо связаны. В Крыму Суворов рассчитал Балаклаву. Сделал первый план Севастополя. Выиграл Кинбурнское сражение.

Я не знаю, какое именно место лучшее для установки такой работы. Не в Севастополе. Это город морской славы. В другом месте. Нужно искать его вместе с крымскими властями, может быть, обсуждая вопрос с жителями Крыма. Не знаю, удастся ли воплотить в жизнь задуманное. Поставить конный памятник Суворову – моя нынешняя мечта.

Добавить комментарий